Общие вопросы
  генеалогии


  История родов и семей

  Краеведение

  История и истории

  Вспомогательные
  исторические
  дисциплины


  Энциклопедии, словари,
  справочники



  Периодические издания
  и альманахи


  Статьи и публикации


  Газета СВРТ
  "Память рода"





Газета «ПАМЯТЬ РОДА» № 3, 2008 год






Праздники дружной семьи


17 мая 2008 года в музее-заповеднике Коломенское состоялся городской праздник, посвященный Международному Дню семьи. <Родники семейных традиций> - так назвали праздник организаторы - Правительство Москвы и департамент семейной и молодежной политики.
Союз Возрождения Родословных Традиций пригласили принять участие в городском мероприятии, выделив для экспозиции один из павильонов-шатров, во множестве возведенных накануне праздника на территории парка.
Экспозиция включала некоторые стенды предыдущих выставок, в частности, <Родословное древо Ф. И. Тютчева>, <Громовы. Москва. Арбат>, а также три стенда из серии <Великие солдаты России>. Специально для праздника были подготовлены новые плакаты - <Памятник российской семье>, <Савелов Леонид Михайлович>, <Предки и потомки Пушкина>, а так же плакат о деятельности СВРТ.
"Памятник российской семье" повествует об инициативе ярославских родоведов и членов СВРТ увековечить в виде памятника в одном из городов страны (например, в Ярославле - городе с тысячелетней историей) российскую семью как хранительницу опыта предков, лучших отечественных традиций, истории народа.
Второй новый плакат рассказывает о жизни и деятельности ученого-родоведа Леонида Михайловича Савелова. СВРТ предлагает учредить празднование Дня родоведа 12 мая - день рождения Савелова.
Соединение пяти известных дворянских родов демонстрирует древо предков и потомком А. С. Пушкина. Головины, Воронцовы-Вельяминовы, Пушкины, Романовы - это лишь небольшой срез генеалогии поэта. В планах у генеалогов СВРТ раздвинуть рамки данного экспоната и продемонстрировать родственные и свойственные связи поэта и его родственников с другими лучшими людьми минувших эпох.
Информационный стенд о деятельности СВРТ занял заметное место на внешней стороне шатра. Необходимость в нем давно назрела. Число посетителей экспозиций СВРТ все возрастает, и рассказать каждому о нашей организации стало практически невозможно.
Посетители мини-экспозиции СВРТ в Коломенском получили на память пособия по генеалогии для детей, газету СВРТ <Память рода>, компакт-диски о прошедших генеалогических выставках.
Было проведено анкетирование посетителей. Тридцать три человека согласились ответить на шесть вопросов <генеалогической> анкеты подготовленной психологом Оксаной Кабачек.
Праздник удался на славу. Члены СВРТ неплохо потрудились, за что и получили почетную грамоту от Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Все-таки приятно возрождать <родники семейных традиций> в такой солнечный день в таком красивом месте как Коломенское.

* * *

Первого июня 2008 года в День защиты детей на территории Всероссийского выставочного центра состоялась <Большая Московская игротека>. Мероприятие было организовано Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы. Непосредственное участие в этом посвященном детям празднике принял Союз Возрождения Родословных Традиций - недалеко от главного входа ВВЦ расположились две палатки-шатра СВРТ.
Специально к детскому празднику были изготовлены четыре новых стенда, куда вошли фотографии детей с разнообразными игрушками: куклами, медведями, велосипедами и др. Снимки демонстрировали, как изменились игрушки детей за более чем вековой период. Поэтому стенды получили общее название <От мишки до компьютера за 100 лет>.
Плакаты получились удивительно трогательными и интересными как детям, так и взрослым. Первые с удивлением и смехом взирали на странные и угловатые велосипеды, на незатейливых кукол и мишек, припоминая свою <навороченную> технику, заграничных пупсов и красоток, вторые же со слезами умиления разглядывали своих <Борек>, <Зин>, <Потапов> и <Топтыжек>, вспоминая, как лихо раскачивались на лошадках-качалках и впервые оседлали свой трехколесный велосипед.
Еще один новый стенд сделал Вячеслав Полянинов, посвятив его своей семье.
Для детей были подготовлены шаблоны родословных древ на несколько поколений, куда предлагалось вписать имена своих родителей и предков. Под чутким руководством девушек из СВРТ ребятишки в возрасте от пяти до двенадцати лет заполняли свои древа и получали в качестве призов игрушки. Взрослые с удовольствием брали газету СВРТ <Память рода>.
Праздник удался на славу. Заинтересованных собственным родословием оказалось довольно много, а те, кто раньше не размышлял на эту тему, наверняка задумаются, как важно сохранить информацию о своих предках, передать ее своим детям и внукам, чтобы знали, помнили и чтили свой род.
Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы, ТО "ВИП-концерт" пригласили Союз Возрождения Родословных Традиций принять участие в празднике "Моя Москва - моя семья", посвященном Дню города 7 сентября.
Юлия Стриганова,
пресс-секретарь СВРТ, г. Москва

Наверх




Из истории одного арбатского дома...


Бывая на Арбате, я всегда останавливаюсь у одного, на первый взгляд, совершенно ничем непримечательного дома. На мгновение закрываю глаза и переношусь в начало прошлого века...
Исчезает куда-то арбатская суета и многоголосье. Тихо падает снег. Шуршат полозья саней и возков. Слышится звонок спешащего по маршруту трамвая. Из ворот дома 36 по Арбату выходит крупный ухоженный мужчина, поддерживая под руку женщину с большими наивными голубыми глазами. Здороваются с дворником, усердно скалывающим лед. Крестятся на Николу и...
"Девушка, давайте я вас нарисую", - возвращает меня на землю один из таких уже привычных взгляду арбатских художников.
Исчезло чудесное виденье. Я непонимающе смотрю на съежившегося от холода человека и перевожу взгляд на дом с мезонином и вывеской "Рюмочная "Гоголь".


А рбат, Арбат! Столько книг написано о самой улице и переулках, столько рассказов, статей и песен! Кажется, что нет такого уголка, который не был бы исследован.
У каждого арбатского дома своя история. Одни из них интересны сами по себе, потому что отражают определенный архитектурный стиль ушедшей эпохи. Биография других пестрит именами известных политиков, поэтов и писателей, которые здесь жили, бывали или выступали. Об этом напоминают мемориальные доски и группы экскурсантов в сопровождении гида, регулярно останавливающиеся перед входом.
Но есть дома и незаслуженно забытые. Они не отличаются изысканностью девятнадцатого века или монументальностью двадцатого, вы не увидите барельефов и памятных табличек с именами великих, проживавших здесь. Упоминания о них практически не встречаются в путеводителях.
Эти скромные, трогательные, уютные <домики старой Москвы> теряются под пестротой рекламы, скрывающей классическую простоту фасадов. А между тем им многое пришлось повидать...
Вот об одном таком доме как раз и пойдет речь.
* * *
Обычный дом с мезонином и вывеской <Рюмочная <Гоголь>. Пройдешь и не заметишь. А между тем дом этот весьма почтенного возраста - доживает уже второй век. Находится он на углу Арбата и Спасопесковского переулка, поэтому и номер у него такой 36/2 - № 36 - по Арбату, а № 2 - по Спасопесковскому.
Типичный пример послепожарной застройки Москвы. Уже в начале 19 века дом был довольно известен жителям столицы. Здесь располагалась одна из крупнейших аптек в городе, принадлежавшая Богдану Панке.
Со второй половины 19 века дом этот начинает играть значительную роль в российском просветительстве.
* * *
В 1860-е годы одну из квартир занимал профессор Московского университета Владимир Иванович Герье (1837-1919), первый русский историк, приступивший к систематическому изучению истории нового времени.
Кроме того, В. И. Герье известен как организатор Высших женских курсов в Москве в 1872 году и бессменный их ректор. Курсы Герье - первое в истории России учебное заведение с университетским курсом для женщин. К преподавательской деятельности он сумел привлечь лучших профессоров того времени - историков В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова, экономиста А. И. Чупрова, астронома Ф. А. Бредихина и других. Так как сам Герье читал лекции по истории европейских цивилизаций, и слушательницы его изучали труды французского историка Гизо, их прозвали "гизотками Герье". Курсистки не отличались особой благонадежностью и активно принимали участие в студенческих волнениях.
Некоторые выпускницы стали впоследствии известными педагогами, например сестра А. П. Чехова Мария Павловна. Она 18 лет преподавала историю и географию в частной гимназии.
* * *
Со второй половины 1870-х годов в пристройках дома открываются больница, приют для неизлечимых больных, училище для слепых детей. В главном доме принимала больных (бедных - бесплатно) по женским и детским болезням врач, доктор Парижского медицинского института 3. Н. Окунькова-Гольдингер.
Зинаида Николаевна была первой женщиной, ставшей доктором медицинских наук. Восемнадцатилетняя девушка из Орловской губернии посещала занятия в Военно-хирургической академии, переодевшись в мужской костюм. Позже она уехала из Петербурга в Цюрих, где поступила в университет. Затем продолжила образование на медицинском факультете в Париже. Там же в 1877 году Зинаида Николаевна первой из русских женщин-врачей блестяще защитила диссертацию на степень доктора медицинских наук.
Вернувшись на родину, доктор Окунькова практиковала в Москве. Была членом Московского медицинского общества и Московского общества русских врачей.
* * *
В 1890-е годы в доме 36/2 по Арбату помещалась редакция журнала "Вопросы философии и психологии", редактором которого был философ Н. Я. Грот, оригинально разрабатывавший проблемы взаимосвязи логики и психологии.
* * *
В 1891 г. дом переходит к хирургу профессору А. П. Разцветову, известному своей благотворительностью. Он учреждал на свои средства премии за научные исследования, завещал 800 тысяч рублей на приют для неимущих врачей, пожертвовал свою богатую библиотеку московскому <Обществу русских врачей> и несколько тысяч рублей - <Обществу вспоможествления учительницам и воспитательницам>.
Александр Павлович был активным членом общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. На свои средства учредил при обществе премию и медаль за антропологические исследования.
Ну а многим студентам он был известен как председатель экзаменационной комиссии.
* * *
С 1892 и вплоть до 1925 года в доме находилось основанное по инициативе Льва Толстого издательство <Посредник>. Издательство специализировалось на выпуске "копеечных" изданий, доступных малоимущим, - художественной и нравоучительной литературы, книг по сельскому хозяйству, домоводству, ежегодного "Сельского и деревенского календаря", "Азбук-картинок" с подвижными разрезными буквами, первых книг для чтения.
С издательством тесно связан был не только Толстой, не раз бывавший в редакции, но и Антон Чехов.
Почти 30 лет "Посредником" руководил писатель Иван Иванович Горбунов-Посадов. Иван Иванович был одним из самых близких Толстому людей: "Очень умен и даровит. И чист. Легко полюбить его" (дневниковая запись Толстого).
Горбунов-Посадов - своего рода арбатский "фабрикант" книгоиздательского дела - возглавлял сразу девять издательств: "Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и юношества", "Борьба с пьянством", "Взаимная помощь", "Деревенское хозяйство и крестьянская жизнь", "Календарь для всех", "Посредник", "Свободное воспитание", "Сельский и деревенский календарь", "Учебные книги И. Горбунова-Посадова". Между прочим, в том же доме открыл И. И. Горбунов-Посадов и частную библиотеку. Она была названна по имени одного из издательств - "Посредник".
После 1917 года издательство в основном специализировалось на печатании книг для детей. С ним сотрудничало и переехавшее туда же, преобразованное в издательство "Север" издательство Сабашниковых. Оно просуществовало до осени 1934 г.
* * *
Дом 36/2 находился как бы между двух церквей - Спаса Преображения на Песках и Николы в Плотниках.
Храм Спаса Преображения на Песках стоит и поныне (дом 4), отсюда и название переулка - Спасопесковский. А сам храм назван в честь праздника Преображения Господня, именуемого еще в народе яблочным Спасом. Документально храм известен с 1642 г. и числился за стрелецкой слободой. Одели его в камень уже после расправы над бунтовщиками-стрельцами. Церковь в Спасопесковском известна тем, что ее изобразил Поленов на картине "Московский дворик".
Никола в Плотниках находился на другой стороне Арбата, прямо напротив дома 36/2. Храм был построен в XVII веке и был одним из трех арбатских храмов в честь св. Николая. Поэтому и Арбат в народе называли "Улицей трех Никол" или "Улицей святителя Николая" - Никола на Песках, Никола в Плотниках и Никола Явленный.
* * *
После революции облик дома существенно изменился, да и сам Арбат тоже. Некогда большие квартиры превратились в коммунальные <муравейники>. Куда-то исчезли такой привычный дворник в белом фартуке и городовой на углу. В 30-х годах в доме находились мясной магазин, парикмахерская и трест <Арарат>.
В 1932 году <Никола в Плотниках> был снесен вслед за храмом Христа Спасителя. На его месте в 1935 году был возведен роскошный по тем временам дом, который стоит и поныне. Москвичам он был известен как магазин "Диета" на Арбате. Строительство здания велось под лозунгом <Обеспечим потомков Пушкина и Толстого достойным жильем!>. Честно говоря, так и не знаю, жили здесь на самом деле потомки наших классиков или лозунг так и остался лозунгом.
Во всяком случае, среди жителей дома были такие известные люди, как писательница Мариэтта Шагинян и один из первых покорителей Северного полюса Иван Папанин. В последствии дом был заселен партийно-государственной элитой.
* * *
Все течет, все изменяется. Идут годы, покрывается сетью морщинок штукатурка. На смену одним вывескам приходят другие. А дом все стоит. Да и выглядит, пожалуй, так же, как и в начале прошлого столетия, когда в одну из квартир въехал мой прадед, Сергей Васильевич Смирнов. Бывая на Арбате и проходя мимо дома 36/2, всегда останавливаюсь, закрываю на мгновение глаза ...
"Ну что, Катенька, возьмем извозчика?" - спрашивает мужчина свою спутницу. "Ах нет, Сережа, давай немного пройдемся" - отвечает она. И оба неспеша направляются в сторону Арбатской площади.
"Девушка, давайте я вас нарисую", - слышу я внезапно.
Все течет, все изменяется.
Елена Хэрмэнс,
член СВРТ, Бельгия

Наверх




Кто ищет - тот всегда найдет!


Людмила Николаева родилась в 1949 году в Тбилисской тюрьме, где мать отбывала срок по пресловутой 58 статье. Ныне проживает в г. Баку (Азербайджан). Вдова, имеет шестерых детей и уже стала бабушкой.
С 1988 года по просьбе матери Людмила искала ее брата. Мать умерла, а девочка выросла, но не забыла маминых слов. Она помнила, что надо найти Геннадия Перелетова. Репрессии 30-40 годов лишили семью даже собственной фамилии: В этом году Людмила познакомилась с членами нашей организации и рассказала о своих поисках...


Я рано потеряла маму. В наследство мне досталась только память о нелегком детстве. Оно вспоминается с вопросом: то ли я маму растила, то ли она меня? И еще...
С детства я пронесла через всю жизнь мамину единственную просьбу: найти ее брата Перелетова Геннадия Петровича, 1933 года рождения, из города Кинешма Ивановской области. Как хорошо, что запомнила полностью его имя, так как ничего более не напоминало об нем. Мама носила другую фамилию и отчество, общим было только место рождения. С годами все больше и больше возникало вопросов, какого я рода и племени? Но ответить не мог никто:.
Перестройка и гласность интуитивно подтолкнули меня на поиски родственников, мест проживания предков. И каково было мое удивление, когда районный ЗАГС сообщил, что у некоего Перелетова Г. П. была сестра, но не Галина Ивановна Николаева, а София Петровна Перелетова 1924 года рождения, родившаяся в городе Кинешма Ивановской области. Тут я вспомнила, что в детстве мою маму подруги называли Соней, Софией.
После такого открытия я, естественно, стала запрашивать КГБ СССР об этих превращениях. И вдруг вновь открытие! Справка о реабилитации Ярославской Прокуратурой на Перелетову С.П. Арест - в 1937 году. В 13 лет!? А ее брату 4 года!? И вплыли воспоминания о том, что мама 4 года воспитывала брата и поэтому она не могла ходить в школу. Все совпало:
Стала искать маминого брата с завидным постоянством. Спрашивала и о родителях мамы и дяди. Оказалось, что родителей (моих деда и бабушку) арестовали раньше - в 1934 году, а в 1937-м расстреляли.
Поиски продвинулись вперед благодаря внедрению интернета в наши дома. Ровно год участия в различных форумах принес ощутимые плоды! Я очень благодарна людям, которые рассказывали в интернете свои истории и публиковали научные труды. Я училась искать плодотворно! И нашла.
Когда мне сообщили адрес проживания Геннадия Перелетова, уже на следующий день я была у дяди! Счастью не было предела! В свои 75 лет он впервые узнал, кто он на самом деле. У него дружная здоровая семья. Живет тихо и спокойно в глубинке Центральной России, как я и представляла. Бог сполна вознаградил меня за правильные поиски! Такие умиротворенные ощущения! Такое внутреннее одухотворение! Желаю всем ощутить такое состояние души! И прибывать с ним вечно!
Л. Николаева (Перелетова),
г. Баку, Азербайджан

Наверх




Открытия чУдные и чуднЫе

из жизни купцов Селивановых

В осстановлением жизни купцов Селивановых, моих предков по линии матери отца, я занимаюсь уже лет пять. Все собиралось по крупицам, по мелким воспоминаниям. Была и поездка в деревню Чешлама Козловского района Чувашской республики, откуда родом Селивановы. Сама деревня сейчас не очень большая, но сохранились все 4 дома, которые построили сыновья основателя рода Дормидонта Иванова (до крещения - Селивана Никитина).
Время от времени в местной прессе появляются статьи об истории жизни Селивановых чувашского краеведа Г. Н. Ксенофонтова. Он очень мне помогает в этих поисках, но в большей части опирается на местные легенды, рассказы старожилов и долгожителей, а в них много неточностей и несоответствий, которые я мечтала или опровергнуть, или подтвердить. Для этого нужны документы, подтверждающие или опровергающие те или иные факты. И вот летний отпуск 2008 года я решила посвятить работе в двух архивах - Чебоксарском и Казанском.
Основная деятельность Селивановых была связана со скупкой, продажей и экспортом яиц и птиц. Одно из крупнейших исследований по этой отрасли было проведено Юрием Владимировичем Гусаровым, кандидатом исторических наук, доцентом Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Итогом этого исследования стала его публикация в журнале <Мир предпринимательства Поволжья в исторической ретроспективе>.
О Селивановых Гусаров упоминает в статье постоянно, хотя, по его словам, вплотную ими он не занимался. Мне удалось узнать больше. Но вернемся к поиску фактов.
Первая трудность, с которой я столкнулась, - это полное отсутствие ревизских сказок по Чешламе. Была ли такая деревня? Метрические книги за 1841-1858 годы подтвердили ее существование (правда, называлась она тогда Ташлама). Но меня ввела в сомнение запись 10 ревизии 1858-го года, которая гласила, что Дормидонт Иванов согласно такому-то приказу был переведен в Малое Аттиково (я решила вначале, что это и есть Ташлама). Но само Малое Аттиково уже существовало в 1834 году и в нем проводилась 8 ревизия; однако ни одного из ташламинцев я там не нашла.
Так появилась краеведческая загадка, которую еще предстоит решить. Что за таинственное Малое Аттиково, где оно находилось? Ведь как показали дальнейшие поиски, Д. И. Селиванов никуда из Чешламы не уезжал: там жил, женился, там родились все его дети и внуки. А все рожденные в Ташламе на период 1841-1858 годов оказались записаны в 9 и 10 ревизии приходского села Аттиково. Почему переписчики так поступали, для меня не ясно. Другие же деревни этого прихода имеют собственные переписи населения!
Деревенская легенда о появлении фамилии Селиванов звучала следующим образом. Дормидонт занимался продажей овса (по-чувашски "овес" звучит как "селе") а по отчеству был Иванов. Из слияния этих двух слов и получилась фамилия Селиванов.
В действительности все оказалось прозаичнее. В 1834 году для проведения 8-й ревизии в село Аттиково приехал переписчик. Похоже, чувашским языком он владел не очень хорошо и имена чувашских крестьян записывал так, как слышал. На тот год в семье Ярчи Афанасьева у его сына Никиты Николаева был уже 6 летний сын Сейлеван (Селиван), который и стал впоследствии Дормидонтом Ивановым. Но, даже после крещения в 1848 году, местные крестьяне продолжали звать его по-чувашски Сейлеваном. Мне было важно найти факт крещения Дормидонта Селиванова и понять, была ли у него некая связь с русскими, которая потом вывела его в одного из центральных коштанов в этой местности. (Коштанник или коштан - мироед, живущий на мирской кошт, счет; ходатай по мирским делам, ходок; горлан и коновод на сходках; бранн, плут и обманщик, ябедник, пролаз и тяжебник).
Изучив немного историю распространения православия в Чувашии, я пришла к выводу, что без крещения чуваш не мог заниматься торговлей - он просто не был бы допущен в эти ряды. И я нашла крещение Селивана!
Оно состоялось 19 сентября 1848 года по старому стилю. Интересен тот факт, что население самого села Аттиково согласно 7 ревизии (1816 год) было уже в основном крещенное. Но десять семей упорно оставались язычниками и в 1816-м, и ва 1834-м годах.
И эти семьи были моими предками! Даже когда Селиван крестился, его отец так и не стал принимать святого крещения и, похоже, так и умер язычником, хотя в ходе поисков в метриках я находила, что видимо под влиянием Дормидонта-Селивана его братья, сестры, а также двоюродные родственники постепенно становились христианами.
В 1850 году Дормидонт Иванов женился на девице Татьяне Платоновне, дочери Платона Захарова из Решетниковских выселок. Была она его моложе на 5 лет. Два года у них не было детей. Наверное, бедной Татьяне не раз попадало за это под горячую руку. По воспоминаниям, Дормидонт отличался властным и не терпящим возражения нравом.
Может это, а может и постоянные отлучки мужа впоследствии повлияли на то, что Татьяна Платонова стала <излишне и без умысла> употреблять водку, как звучит в причине ее смерти. На Аттиковском кладбище сохранился памятник Татьяне Селивановой, умершей примерно в 1887 году. Я слышала от чешламинца невероятные истории жизни этой Татьяны, которая пила и вела разгульный образ жизни и вроде бы бросила ребенка и была изгнана из деревни за связь с кем-то, а потом вернулась в деревню, ее простили, а Дормидонт воспитывал этого ребенка. Рассказчик утверждал, что этим ребенком был его дед.
На тот период других Татьян, связанных с Селивановыми, я не нашла и склонна думать, что именно этот памятник является памятником первой умершей жене Дормидонта Иванова. Интересно, что похороны Татьяны Платоновой состоялись на седьмой день после смерти. Похоже, что ждали приезда всех детей из разных мест и, в основном, из Казани. Всего у них было 4 сына и 4 дочери. Но судьба одной из дочерей - Анны мною так пока и не выяснена.
После смерти жены в 1888 году Дормидонт женился на 46-летней вдове Анастасии Трофимовне. Легенда приписывала ему еще одну женщину - 18-летнею Анну Егоровну, ради которой он, якобы, и принял крещение в старости.
В 1893 году он умудрился разругаться с урядником, сказав, что тот служит черту. За это против Дормидонта было возбуждено дело, но по старости его простили. Последнее упоминание о нем я нашла в 1907 году как о восприемнике при крещении. Дата смерти не установлена, хотя просмотрены все года до 1917 года. Вполне вероятно, что он умер и был похоронен в Казани.
К сожалению, пока не найдена ни одна из фотографий Дормидонта, но известно, что даже после революции в доме, где он жил, стоял его бюст. Позднее на этот постамент поставили бюст Ленина, а сам дом сохранился до сих пор - в нем расположен местный Чешламинский клуб.
Другая интересная, чуднАя находка касалась женских имен, а также возникновения фамилий у чуваш. Причем логика последнего была понята мной быстро, но вот причину постоянной смены имен в течение всей жизни у женщин, я так и не поняла. Но сначала о женских именах.
Впервые я с этим столкнулась, когда просматривала ревизские сказки и метрики за 1840-1858 годы. Один крестьянин женился на девице Евдокии Гавриловой. Затем она в 1845 году рожает ему дочь, но роженица записана уже не Евдокией, а Анной. Возможная смерть Евдокии нигде не зафиксирована. А в ревизии 1850 года Анна уже снова становится Евдокией.
Я сначала посмеялась над этим. Но когда дело дошло до собственной прапрабабушки, тут мне было не до смеха. Судите сами.
В марте 1857 года у крестьянина Осипа Григорьева родилась дочь Ирина, которая в 18 лет выходит замуж за Тимофея Дормидонтова, а в 1876 году рожает первую дочь. Зато сына Павла в 1879 году она рожает, будучи уже Ольгой. В течение четырнадцати лет она остается в метрических книгах под этим именем, но в 1893 году дочь Анастасию рожает уже опять под именем Ирина. Дальше жизнь у нее продолжалась под именем Ольги до 1929 года, когда все большое семейство Селивановых попало под судебное разбирательство.
На нем Ольга Осиповна Селиванова вновь стала Ириной Осиповной, но, правда, ненадолго. Уже в 1930 году она попала в списки лишенных избирательных прав как Ольга Осиповна Селиванова. Я теперь теряюсь в догадках, под каким же именем она умерла. Наверное, только архив ЗАГСов Чувашской республики даст мне на это ответ.
Что же касается фамилий, то тут я могу просто привести историю фамилии семьи Черкасовых-Петровых-Сергеевых. Все три фамилии принадлежат одной семье. Восстанавливать родословные по чувашским метрическим книгам довольно сложно, если вы не обладаете достаточным исходным материалом по имевшимся у вас в роду именам и отчествам. В основном, даже к 1917 году в чувашских метрических записях фамилии не фигурируют. Так вот что получилось.
Жил в Чешламе Сергей Петров, который или сам, или его отец несли военную службу в Черкасске, а может быть, воевали на Кавказе, но слово <черкес>, <черкас> в этой семье звучало часто. И как в Библии - родил Сергей Петров сына Артемия Сергеева, а тот сына Валентина, дочерей Антонину и Марию. Не знаю, кто присваивал всем им фамилии после 1918 года, но Артемий стал Петровым, по имени своего деда, Валентин стал Сергеевым по имени своего деда, а дочери и жена Артемия стали Черкасовыми по семейной легенде. Кстати, Антонине Артемьевне, последней из ныне живущих Черкасовых (и потомка одного из сыновей Дормидонта) в декабре 2007 году исполнилось 90 лет. Вот такое еще одно чуднОе открытие, сделанное мной в Чувашском архиве.
Поразила меня и бабушкина сестра Зоя Павловна Селиванова - первая чувашская певица, окончившая консерваторию. Во всех ее документах стоит дата рождения 1908 год. Именно поэтому в 2008 году в Чебоксарском музыкальном училище отмечали ее столетие. Но метрическая запись о ее рождении полностью опровергла эту дату. Оказалось, что Зоя Павловна убавила себе ровно три года. И родилась она в январе 1905-го. Что это - прихоть артистической натуры, или желание получить высшее образование и для этого сменить год рождения, чтобы ее не связали с купеческим родом в 30-е годы? А может, неизвестное нам романтическое увлечение? Ответа, наверное, уже никогда не узнать.
Но самые интересные, чУдные, а главное очень неожиданные находки были сделаны мной при просмотре четырех томов судебного дела над Селивановыми в 1930 году. Рассказывать о самом судебном расследовании в этой статье нет нужды, т.к. это тема другого повествования.
Удивительно другое: дело полностью содержит документы дореволюционного периода <Торгового дома Тимофей Селиванов и сын>, а также переписку времен 1917-1929 годов. Оказалось, что сам дом был образован в Санкт-Петербурге в 1912 году. И учредителями были Тимофей Селиванов и его сын Павел. Надо сказать, что 1912 год был не очень удачным для яичных торговцев (об этом я нашла документ в Казанском архиве). Один из сыновей Григория Дормидонтовича в 1930 году на суде утверждал, что его отец в 1912 году разорился и из-за этого умер от чахотки.
Но по-видимому, сам Тимофей и его сын Павел не только не разорились, но и смогли выжить и организовать торговый дом. Более того, именно в этом году Павел покупает за 340 тысяч рублей огромное имение в Уфимской губернии у дворянки А. М. Яновской (о чем тоже есть документ в деле). А позднее жена Павла, Матрена Андреева, приобретает в Самарской губернии пароход <Борец>. Переписка разных лет, а особенно периода 1917-1918 годов, поражает масштабностью работы Торгового дома: Самара, Симбирск, Уфимская, Челябинская, Оренбургская губернии. Города Курган, Нижний Новгород, Пенза, Саранск... Связь с торговым лондонским представительством. Странная смерть Тимофея Дормидонтовича в Старой Руссе, в которой вроде бы не было никаких торговых дел. Все эти документы и оказались для меня теми недостающими звеньями, которые и подтвердили семейные легенды. Когда я ехала работать в архивы, я думала, что вот найду и все, можно сесть и писать книгу. Но оказалось, что не все вопросы получили свои ответы. И поиск продолжится...
Я думаю, еще немало чУдных и чуднЫх открытий подарит мне история жизни купеческого рода Селивановых.
Послесловие. По приезду из Чебоксар и Казани, меня ждало письмо от главы Козловского района, в котором было сказано, что по моему обращению к президенту Чувашии Федорову решено рекомендовать назвать центральную улицу д. Чешлама улицей Селивановых. Вот ради этого, наверное, и стоило жить. Мои предки снова стали живыми.
Татьяна Грачева,
член СВРТ, г. Нижний Новгород

Наверх




Жители Воскресенска ищут своих предков


В конце прошлого года завершился детский генеалогический конкурс в Лыткарино <Юный Летописец>. На подведении итогов конкурса присутствовала делегация из другого подмосковного города - Воскресенска. Очевидно, воскресенцы так воодушевились идеей проведения генеалогических конкурсов, что решили в год семьи и в юбилейный год семидесятилетия Воскресенска с помощью СВРТ провести подобное мероприятие и в своем родном городе. Работа длилась полгода, было много трудностей, которые с успехом преодолели директор культурного центра усадьба <Кривякино> Прыткова Елена и ее заместитель Чеботарева Оксана. И хотя количество работ, представленных на конкурс, было не очень велико, но было сделано главное - жители Воскресенска, взрослые и дети, может, впервые задались вопросом: <Кто я, кто мои предки, что я оставлю своим потомкам?>
И вот в июне состоялось подведение итогов конкурса по шести номинациям: <Юный летописец>, <Учитель-сподвижник>, <Самое глубокое знание родословной>, <Лучшее художественное оформление работы>, <Семейная работа> и <Самая активная школа>. Среди победителей оказались первоклассник Илья Барабанов, учитель географии Вера Александровна Ковалева; были отмечены и семейные работы.
Самой активной оказалась школа №12, а самое глубокое исследование обрывалось на 1677 году, что очень хорошо даже и для серьезной работы. Все победители были награждены дипломами и подарками, лучшие работы примут участие в подведении итогов федерального конкурса в следующем году, а в Воскресенске организаторам конкурса наградой стали счастливые лица детей. После окончания торжественной части участники конкурса с интересом посмотрели фильм о деятельности Союза Возрождения Родословных Традиций. От СВРТ на церемонии награждения присутствовали: Валерий Бибиков, Ирина Фещенко и Оксана Кабачек. У всех нас осталось хорошее впечатление и от работ участников, и от организации мероприятия. Надеемся, что подобное мероприятие не будет последним, ведь городов в Подмосковье очень много.
Валерий Бибиков,
Президент СВРТ

Наверх




Урожайное лето


Прошедшее лето оказалось удивительно богатым на радостные генеалогические события в семьях членов СВРТ.
4 июля в родном Екатеринбурге вышла замуж Оксана Корнева, и в тот же день в Казани выдали замуж свою дочь Марию Галина и Владимир Соколовы.
15 июля в Москве родился сын Марии и Василия Марковичей. Назвали первенца Андреем.
Не долго пришлось ждать и следующей свадьбы. 23 июля в Литве вышла замуж нижегородка Анжела Пашкова.
23 августа примеру подруг последовала и москвичка Надежда Лободина.
Сердечно поздравляем Оксану и Вячеслава, Марию и Игоря, Анжелу и Александра, Надежду и Григория! Совет да любовь, счастья вам и детишек!
А маленькому Андрею желаем расти здоровым и умным, радовать маму, папу и всех родных!
Наверх





Мы приглашаем всех желающих принять участие в развитии и наполнении этого издания. Если у вас есть о чем рассказать, мы будет рады опубликовать ваши материалы.

По вопросам публикаций обращайтесь к редактору газеты Андрею Кочешкову.

 
 
 
   
   
   
   
© 2006 - 2010 - СВРТ